среда, 23 июля 2014 г.

Reiki Thoughts

Данный блог - мои разрозненные мысли о различных сторонах практики Рэйки.

Смотри также:
"Рэйки как интенциональная практика" - мой блог в ЖЖ, посвященный подходу к Рэйки как к интенциональной практике,
"Рэйки как интенциональная практика" - сообщество на Facebook.

Обо мне:
facebook.com/denis.juriev.7 - моя страница на Facebook,
juriev.wmsite.ru - мой персональный сайт.

Чем является Рэйки для меня? Начну с того, чем она не является: Рэйки не есть целительский бизнес и Рэйки не есть духовная практика. Будучи православным христианином, я воспринимаю Рэйки как часть освященного быта и, следовательно, как инструмент духовной жизни. Можно сказать, что вписываясь как вспомогательный элемент в православный освященный быт, подобно фэн-шуй, Рэйки повышает "качество жизненного пространства", его функциональность, способствует его благоустроению и, следовательно, опосредованно наряду с цигун повышает и "качество жизни". Применение Рэйки для лечения животных, птиц и других окружающих нас живых существ, для гармонизации среды их обитания, которая является одновременно средой нашего существования и нашего духовного пути "по совместительству", является одним из путей "взращивания дэ", мудрой добродетели и добродетельной мудрости, что способствует духовному развитию. Наконец, благодаря всему перечисленному, Рэйки благотворно влияет на наш внутренний мир, на состояние нашей души, способствует ее подготовке к духовной жизни. С началом же духовной жизни умиротворяющее и гармонизирующее "сопутствие" Рэйки, ее влияние на устроение нашей души помогает преодолевать по милости Божией неизбежные трудности духовного роста. С другой стороны, если говорить об оздоровительном аспекте Рэйки, то стоит сказать, что, помогая с помощью Рэйки нашим "меньшим братьям", мы невольно оздоравливаем и себя, причем двояким образом: как непосредственно, так и совершенным добрым делом. И в этом смысле наше состояние здоровья не требует дополнительного вмешательства: случайные хвори, обычно доставляющие многим неприятности, нас просто не посещают, болезни же, по тем или иным причинам попущенные Богом, мы смиренно воспринимаем как свой крест, уповая на милосердие Всевышнего и предавая себя его всеблагой Воле.

Рэйки и христианская духовная жизнь

Бесспорно, Рэйки как практика появилась в рамках нехристианской (буддийской) духовной традиции. Тем не менее, сам Микао Усуи не предполагал, что его практика ограничена какими-либо религиозными рамками. В силу этого возможна ассимиляция Рэйки иными традициями. Именно это обстоятельство способствовало выходу Рэйки за пределы Японии и распространению по всему миру с одной стороны, с другой же - видоизменению и формированию многочисленных направлений. Несомненно, что на современное западное Рэйки значительное влияние оказали различные течения New Age. Однако, на мой взглядв России, стране по меньшей мере в глубине своей православной восточнохристианской культуры, Рэйки не может оставаться ни в аутентичной, ни в "ньюэйджевской" форме. При всей распространенности последней чувствуется внутренняя потребность в чем-то более консервативном, отсюда, наверное, такое внимание к традиционному японскому Рэйки в России. Однако, на практике оказывается, что восприятие традиционного Рэйки оказывается все же поверхностным, сказывается различие корней, христианских и буддистских. Собственно говоря, на Западе традиционное японское Рэйки также перестает быть аутентичным, так или иначе ассимилировано. Однако же, что касается православной духовной жизни, то на мой взгляд, целесообразнее говорить не об ассимиляции, а об активном "переповторении", предполагающем не простую адаптацию внешней стороны практики, как это произошло на Западе с традиционным японским Рэйки, но и подтверждение ее основ, их обретение на духовном пути христианства.

Об обучении Рэйки

В связи со сказанным выше, с моей точки зрения, разумно вернуться к изначальной форме обучения Рэйки, которой придерживался Микао Усуи в форме обучения учеников наставником в додзё, как это принято в цигун или школах восточных единоборств. Более того, имеет смысл ориентироваться не только на первоначальную форму обучения, но и на сам духовный путь Микао Усуи, оценивая его с точки зрения православной духовной жизни, в свете христианской нравственности и аскетики. Так, например, практика строгого (т.е. без вкушения какой-либо пищи) трехнедельного поста, соответствующего во всем требованиям христианской традиции (в том числе с учетом того, что христианский пост в отличие от буддийского является в своей основе молитвенным, а не медитативным), по меньшей мере в качестве мастерской практики, если, конечно же, мастер Рэйки является христианином, представляется мне вполне уместной и вполне естественной.

О наставничестве

В практике Рэйки роль наставника высока. Хочу сказать, что в свете всего уже сказанного, на мой взгляд, мастер-наставник Рэйки не является ни духовным учителем, ни пастырем, ни в коей мере ни духовным отцом своих учеников. Он обучает их, будучи сам мастером своего дела, всего лишь владению тем инструментарием, каковым является Рэйки, и только. Обучает, конечно же, сопутствуя своим ученикам на их духовном пути, но в той же самой мере, в какой мы все братски сопутствуем друг другу.

О передаче

С моей точки зрения, очень часто в процессе обучения Рэйки внимание фокусируется на каком-то определенном моменте, вероятно, в силу особенностей личности наставника. Кто-то полагает, что вся суть в инициациях, все остальное второстепенно. Кто-то придает основную роль теории, полагая, то теоретическая ясность является основой верной практики. Иные, наоборот, уделяют максимум внимания практике как совокупности упражнений, выполняемых учениками под руководством наставника. Мне ближе следующая позиция. Обучение складывается из двух составляющих. Первая - передача дхармы, истины и внутреннего закона данной конкретной практики. Вторая - ненавязчивое сопутствие наставника ученику, возможность последнего прикоснуться к пути мастера. Ключевым моментом первой служит Denju, это не только и вовсе необязательно настройка, дхарма может передаваться разными способами, и продолжительность передачи зависит от выбранного способа. Суть и смысловой центр второй - Reiju, которое тоже может быть в самых разных формах. Обычная беседа, совместная прогулка или чаепитие тоже могут быть Reiju. И ознакомление с теоретическим материалом, и выполнение практических упражнений - вспомогательный элемент, как подготовительный, так и способствующий усвоению главного. Выполнение комплекса упражнений, рекомендованного наставником, зачастую упрощает дело, но если дхарма передана, в принципе, дополнительное обучение, ни теоретическое, ни практическое не являются обязательными, истина сама пробудится в ученике, и он разработает свой комплекс упражнений, возможно, отличающийся от комплекса его мастера внешним образом, но не по своему внутреннему содержанию.

"О проблеме аутентичности в практике Рэйки"

Рэйки и здоровый образ жизни

Повышая качество жизненного пространства будучи интегрированной в православный "освященный быт", практика Рэйки благотворно влияет на весь наш организм и поэтому может рассматриваться как составная часть здорового образа жизни. Очень часто те или иные традиционные инструменты духовной жизни выполняют подобную функцию, взять, к примеру, пост. Рэйки замечательно сочетается как с этими традиционными для нашей культуры практиками, так и ассимилированными, имеющими свое происхождение в близкой культурной среде.

Пользуясь случаем, хочу подчеркнуть принципиальное отличие здорового образа жизни от медицины и целительства: здоровый образ жизни направлен на устранение причин недугов, в том числе, на повышение иммунитета, а не на борьбу с результатами нашего нездоровья, каковыми являются болезни.

С моей точки зрения, Рэйки является естественным мостиком между гимнастикой и гигиеной как составными частями здорового образа жизни, а также энергетическими практиками типа цигун и духовной жизнью в православной традиции.

Рэйки и Art de Vivre

Освященный быт, составной частью которого является Рэйки, не есть мертвый ритуал, но творческий процесс. Личный творческий поиск, хотя и проходящий в лоне традиции, но все же наполненный своеобразием, получил название Art de Vivre ("искусство жить"). И это искусство так или иначе находится в поле остальных искусств, музыки, живописи, поэзии, декоративно-прикладного искусства, разделяя с ними и чувство стиля, и их стилистические искания.


Как я уже сказал, для меня Рэйки - инструмент. Это означает, что хотя Рэйки в целом или в виде отдельных школ имеет свою собственную логику внутреннего построения, эта логика не довлеет над личным духовным путем человека, имеющим иные цели и иные идеалы. Инструмент приспосабливается к ним, не переставая быть самим собой. И полиморфизм, наличие многих линий передачи, вполне оправдан. Он придает Рэйки как составной части здорового образа жизни, как способу благоустроения жизненного пространства, как инструменту духовной жизни гибкость и многоплановость, делает более эффективным в достижении поставленных целей.

Мои основные мастерские линии

1. Mikao Usui - Chujiro Hayashi - (W.Sugano) - Chiyoko Yamaguchi - Hyakuten Inamoto - Francine Milford - Denis Juriev
    Mikao Usui - Chujiro Hayashi - (W.Sugano) - Chiyoko Yamaguchi - Hyakuten Inamoto - Denis Juriev


Моя первая настройка в этой линии, полученная от Франсин Милфорд, была очень яркой, целостной, гармоничной и глубокой. И определяющей дальнейший путь. Повторная от самого мастера Хякутена Инамото, основателя Комио Рэйки Кай, завершила мое формирование. Логика развития в этой линии для меня следующая: вначале открываются точки лаогун в ладонях и верхнее сердце, затем, работая с ними, последовательно открываем в себе иные энергетические, интенциональные и экзистенциальные центры. Язык символических жестов (мудр) интериоризируется, формируя систему внутренних жестов.

В процессе моего развития в этой линии мною были выявлены, осмыслены и начали разрабатываться две сферы практик: энергологика и Комио Рэйки Нэйгун. Для меня эта линия из всех самая спиритуалистичная и "панлогичная".

2. Mukao Usui - Suzuki San - Chris Marsh - Taggart King - Denis Juriev

Также очень важная и лично значимая линия, относящаяся к Usui Teate. Для меня это основная линия, посредством которой Рэйки стыкуется с цигун: возможности Рэйки используются для управления взаимодействием личной и стихийных ци, а в свою очередь практика такого управления и такого взаимодействия помогает не только по-новому осмысливать классику в Рэйки, но и открывать ее скрытые стороны.

Дополнительное обучение у ученика Таггарта Кинга Бенедикта Кэрэушу позволило мне глубже понять психофизические моменты в Рэйки и, в частности, связь с тэта-хилингом.

Освоение этой линии дало мне возможность выявить те стороны классических и современных школ цигун, которые открываются практикующему их мастеру Рэйки, переосмыслить ряд классических комплексов и сформировать новые, специально ориентированные на мастеров Рэйки. Жизнь в мире повторяющихся изо дня в день упражнений, столь характерная для восточных практик, чувство ритма и гармонии с окружающим миром, переживание целостности бытия, мудрой естественности и простоты жизни - вот одна из самых сильных сторон этой линии.

Кроме того, эта линия для меня является ключевой в понимании роли звука и музыки в Рэйки, согласующейся с моей искренней любовью к музыкальной культуре New Age (к слову, меня всегда поражало несоответствие глубины и изящества музыки "нью эйдж" с бросающейся в глаза упрощенностью и компилятивностью философских построений).

3. Mikao Usui - Chujiro Hayashi - Hawayo Takata - (A: Phyllis Lei Furumoto - Carell Farmer - Leah Smith - William L.Rand - Elizabeth A.Gilberg; B: Hawayo Takata - Iris Ishikuro - Arthur Robertson - Rick & Emma Ferguson - Margareth L.Shelton - Kathleen Milner; C: Iris Ishikuro - Arthur Robertson - D.McCucumber & M.Schilke - William L.Rand - Elizabeth A.Gilberg) - Richard Rivard - Denis Juriev

Для меня одна из лучших систем западного Рэйки, воспринятая в силу ряда причин мною с известными оговорками. Для меня она является выражением творческого духа западного Рэйки. Тема творчества, человеческого духа, добродетели (дэ) и осознания личной ответственности творческой личности для меня стали центральными в этой линии.

Вместе с тем, эта линия для меня не только о путешествии в неизведанное, о тайне творческой силы, о мужественном борении человеческого духа, но и о пути обретения творческой гармонии, внутреннего согласия, о красоте творческого уединения, о внутренней тишине духа, об умиротворении. Об индивидуальном и неповторимом пути каждого существа, каждой сущности в этом мире.

Развитие мастера Рэйки в ней происходит посредством создания авторских систем, своего рода "музыки ци и живописи внутренних состояний". Рэйки IV Стефани Брейль является естественным дополнением этой линии традиционного Рэйки.

Если сравнивать творчество в этой сфере с энергологикой, то на мой взгляд при возможной значимости содержания сам творческий процесс все же важнее. И принцип непридания повышенного значения результатам, но более глубокого переживания самого творческого состояния здесь-и-сейчас важен.

4. Mikao Usui - Chujiro Hayashi - Tatsumi - David King - Galina Labkovskaya - Anna Gak - Tatiana Guseva - Denis Juriev

Хотя это может показаться неожиданным на первый взгляд, для меня самая "католичествующая" линия, в которой развитие на пути Рэйки осуществляется путем сбалансированного использования интеллектуальных и эмоциональных элементов применительно к овладению управлением энергетикой через внутренние состояния, что в чем-то напоминает мир духовных практик Игнатия Лойолы, разделяя с ними, на мой взгляд, их слабые и сильные стороны. Очень мягкая, сбалансированная и оригинально сформированная линия, позволяющая гармонизировать спиритуалистические и более "вещные" мотивы. Эликсиры, камни, декор, красивые ритуалы, интегрированность в быт и в простоту будней наряду с изяществом внутренней жизни - во всем этом линия не имеет себе равных.

Перекрещивание линий

Бесспорно, получая несколько настроек, причем от мастеров, имеющих также несколько мастерских линий, сталкиваешься с их перекрещиванием. При этом основные линии становятся центрами притяжения, собирающими вокруг себя и интегрирующими линии вспомогательные. Особенно это проявляется при формировании собственных практик.

Так, например, на формирование практики Комио Рэйки Нейгун определенное влияние оказали Таггарт Кинг и, в частности, его мастерские линии, восходящие к Симону Треселяну и Барбаре Вебер Рэй (Mikao Usui - Chujiro Hayashi - Hawayo Takata - Phyllis LeiFurumoto - Florence O’Neal - Jerry Farley - June Woods - Simon Treselyan - Marcus Hayward - Diane Whittle - Taggart King; Mikao Usui - Chujiro Hayashi - Hawayo Takata - Barbara Weber Ray - Gary Samer - Bernhard Seemuller - Jay Arjan Falk - Gertrud Haid - Taggart King). Моему мастеру Татьяне Малофейкиной (Taggart King - Benedict Carausu - Мирослав Жива - Атма - Вероника Крайнова - Татьяна Малофейкина) и всей ее оригинальной и самобытной линии передачи я также обязан формированием отдельных элементов этой практики и, тем самым, ее в завершенном и целостном виде.

С другой стороны, определенное влияние на мое восприятие той или иной основной линии неизбежно оказал в большей или меньшей степени не только мой собственный предшествующий жизненный опыт, включающий в том числе занятия цигун и интенциональными практиками, и мой духовный путь, но и моя практика Рэйки в ее совокупной, интегральной форме.


Комментариев нет:

Отправить комментарий